Андрей Соболев — известный в творческих кругах человек. Режиссер-клипмейкер, основатель L Di8 Music и «Power of Media» production, он также вошел в историю как участник Каннского кинофестиваля с короткометражным фильмом «Правда Саманты Смит». Для кого-то такие достижения — повод порадоваться за коллегу. Но нередко вслед «счастливчику» летят исключительно критические стрелы.
Андрей, расскажите, как вы справляетесь с критикой? Как обратная связь от зрителей влияет на ваш творческий процесс?
Мои коллеги из мира театра знают: главная ответственность режиссера до премьерного показа спектакля — замещать зрителя. Точно так же и в кино, и в телевидении, и в шоу-бизнесе все работает на зрителя. При разработке той или иной идеи я сам себе задаю вопрос: «Чем будем удивлять?»
Просто представьте: с первых секунд кинофильма зритель погружается в мир, созданный режиссером на экране. История раскрывается, и кадр за кадром отвлекает зрителя от мыслей, с которыми он пришел в кинозал. Она заставляет сопереживать, смеяться, плакать, бояться, удерживая внимание до самых титров. При идеальном стечении обстоятельств зритель уходит с «послевкусием»: размышлениями, настроением, мотивацией и т. д.
После выхода фильма и завершения всей промо-кампании можно сказать, что произведение публикуется и начинает жить своей жизнью. Зрители продолжают находить его, пересматривать, писать рецензии. Конечно, это большая радость и одновременно ответственность, когда спустя несколько лет ты получаешь неожиданную обратную связь, например: «Этот фильм изменил мою жизнь!»
Так я могу сказать и о своем фильме «Правда Саманты Смит», который собрал большую зрительскую аудиторию на кинофестивалях, телевидении, онлайн-платформах и показах в образовательных учреждениях. Это фильм, с которым меня ассоциируют и которым я особенно горжусь.
Вы хотите, чтобы какие эмоции или мысли зритель унес с собой после просмотра ваших фильмов?
Настроение зрителя во многом определяется жанром фильма. В комедии зритель должен развлекаться, в драме — сопереживать, в хорроре — бояться, в мюзикле — восхищаться и т. д. Во время первого просмотра сценарист, режиссер и актер делают все, чтобы зрителю было не скучно и увлекательно, чтобы его ничто не отвлекало от экрана.
Однако любой фильм подходит к концу. Зритель выходит из зала с уже сформировавшимся впечатлением и мнением: понравился ему фильм или нет, порекомендует он его или нет. Конечно, сверхзадача автора, который дорожит своим зрителем, — сделать так, чтобы фильм запомнился, понравился, чтобы захотелось его пересмотреть или ждать продолжения.
Каждый из нас хоть раз выходил из кинозала со словами: «Ну, так себе, на раз…» или же: «Этот фильм изменил мою жизнь». Есть фильмы, которые не вызывают никаких эмоций, а есть такие, которые расходятся на крылатые фразы и становятся частью разговорной речи.
Мне хочется, чтобы мои фильмы или другие произведения не проходили мимо, чтобы они оставляли приятное послевкусие, чтобы зрителям хотелось их пересматривать и делиться ими. Я хочу, чтобы они вдохновляли, побуждали к добрым поступкам и помогали формировать лучшие человеческие качества.
Как вы видите будущее отечественного кинематографа?
Будущее кинематографа зависит от нас, профессионалов, от тех людей, кто «делает кино» здесь и сейчас.
Какова индустрия прямо сейчас, мы хорошо знаем — это то, с чем мы работаем каждый день. Хотелось бы, чтобы фильмов становилось больше, чтобы эта сфера деятельности развивалась. Хочется видеть появление новых кинокомпаний, больше киностудий в регионах страны, а также больше возможностей для молодых специалистов войти в профессию.
Вообще, фильм — это во многих смыслах капсула времени. С одной стороны, те фильмы, которые мы видим сегодня в кинотеатрах, были написаны и запущены в производство минимум год-два назад, так как сценарная и подготовительная работа занимают значительное время. С другой стороны, после выхода фильма интересно пересматривать его спустя годы или десятилетия, чтобы увидеть, как жили люди, каким был их быт, образ жизни, что их волновало и интересовало.

Если бы вы могли оставить только один свой фильм как наследие, какой бы это был, и почему?
Пока в моей фильмографии нет полнометражного фильма, который мог бы стать наследием. Но, рассуждая на эту тему, могу сказать, что фильмы, основанные на реальных событиях, биографиях, реконструкциях, или экранизации литературных шедевров, живут дольше и чаще становятся знаковыми, культовыми.
Мой фильм «Правда Саманты Смит» как раз является историческим, биографическим, с элементами реконструкции и кадрами хроники. Уже почти десять лет спустя с момента съемок могу сказать, что он остается востребованным, особенно среди школьников и подростков. Почти каждый месяц проходят его показы в разных регионах страны и за границей — в рамках кинофестивалей, учебных просмотров в школах, показов на телевидении и онлайн-платформах.
Фильм актуален как биография Саманты Смит и как популяризация вопроса, который она поднимала. Цитируя ее письмо Ю. В. Андропову: «Не начнется ли ядерная война между Россией и Соединенными Штатами?»
Мне кажется важным снимать игровые фильмы не только в развлекательном ключе, но брать за основу реальные события, которые имеют общественный резонанс. Такие фильмы должны раскрывать социально значимые вопросы и нести образовательный, нравственный и духовный посыл.
На данный момент у меня есть сценарные разработки потенциально хороших фильмов. Уверен, что мы их реализуем. А станут ли они наследием — решат зрители спустя годы.
Что для вас значит быть режиссером в наши дни?
Профессия «режиссер» в жизни, как мне кажется, — это как золотой ключик для Буратино. Ты готов к множеству жизненных ситуаций, обладаешь разнообразными навыками, включая лидерские качества, стрессоустойчивость и способность быстро реагировать на события.
Подобно работе с актером, в реальной жизни начинаешь видеть методику по Станиславскому: исходные события, сверхзадачи, сквозное действие. Или, как сказал Шекспир: «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль…»