Когда наступает ваша очередь высказывать критику, вы должны быть уверены, что ваши комментарии окажут позитивный эффект. Вежливость, конструктивность и маленькие хитрости помогут вам прийти к общему знаменателю с тем, кому вы собираетесь указать на ошибку. Запомните следующие 6 правил!
1. Будьте прямолинейны.
Вы никому не делаете одолжений, обходя тему. Попытка «скрыть» критику слишком тонким намеком или, что еще хуже, в форме пассивно-агрессивного комментария, только приведет к путанице или тому, что вы вовсе не будете услышаны. Вместо этого не бойтесь высказывать то, что вы действительно имеете в виду.
2. Будьте конкретны.
Общая критика почти всегда звучит как оскорбление. Что-то вроде «твои работы никуда не годятся» не говорит фактически ни о чем, ни указывает ни на одну конкретную ошибку, но ясно дает понять объекту вашей критики, что с он недостаточно хорош. Вместо этого старайтесь быть как можно более конкретным. Необходимо ясно рассказать о всех недочетах, которые создают проблему, не характеризуя при этом профессионализм человека.
3. Сосредоточьтесь на работе или поступке, а не на личности.
Казалось бы, это очевидно, но вы удивитесь, сколько людей пренебрегают этим правилом. Прямая критика человека всегда заставит его чувствовать себя подавленным, и никак не подтолкнет на позитивные изменения. Например, скажем, ваш менеджер по работе с клиентами теряет наработанные контакты, потому что он не старается быть дружелюбным в переговорах. Сказать ему, что он груб, холоден или вовсе хам, даже если вы делаете это вежливо, послужит оскорблением и не даст возможности улучшить ситуацию. Необходимо сказать, что его выбор слов и язык тела создают ощущение недружелюбия будет намного лучше, потому что в данном случае вы лишь разбираете эффективность навыков общения в конкретной ситуации. То же самое касается и повседневного общения, романтических и дружеских отношений.
4. Сделайте комплимент.
Комплименты могут помочь смягчить удар критики и показать вашу готовность помочь. Например, если ваш партнер груб в общении с вашим друзьями, начать разговор можно следующим образом: “Со мной ты всегда так нежен и ласков, а вот моим друзьям сегодня пришлось не сладко. Это интересно, давай подумаем почему так происходит». Маловероятно, что если вы начнете разговор таким образом, что-то пойдет не так.
5. Делайте предложения, а не высказывайте требования.
Если вы наделены авторитетом, не важно на работе или в семье, всегда есть соблазн сформулировать критику как приказ. Это демонстрирует ваш авторитет и практически заставляет человека подстраиваться. В экстремальных ситуациях это хорошо, но если вы хотите сохранять теплые отношения в долгосрочной перспективе, лучше начать с более мягкого подхода. Сделайте предложение вместо того, чтобы давать команду. Допустим, вы собираетесь на прогулку, но выбор наряда вашей второй половинки кажется вам нелепым. Фраза «Иди переоденься» в данном случае вряд ли заставит пойти вам навстречу, гораздо лучше сработает «Надень лучше вот эту рубашку, ты в ней потрясающе выглядишь».
6. Будьте открыты к диалогу.
Ваша критика не должна быть односторонним ударом. Она должна быть приглашением к разговору. Послушайте, что ваш собеседник ответит по обсуждаемому вопросу, тогда вы и сами сможете понять, в чем состоит конкретная причина, почему он / она не соответствует ожиданиям. Это может облегчить любую критику.