2023-й стал годом «Барбигеймера» — мема про две самые громкие картины года, а также ознаменовался возвращением ветеранов кино — Мартина Скорсезе, Ридли Скотта, Дэвида Финчера, Тодда Хейнса и Хаяо Миядзаки. С одной стороны множество студийных блокбастеров, таких как «Человек-паук», «Джон Уик» и «Супер Марио», собрали впечатляющие кассовые сборы, но с другой стороны не было недостатка и в малобюджетных инди-фильмах и артхаусных картинах, таких как «Прошлые жизни», «Оставленные» и «Анатомия падения», которые превзошли все ожидания и нашли свою аудиторию. В этом списке мы копнем немного глубже, чем обычно и сосредоточимся на кино-жемчужинах прошлого года, которые не получили должного внимания и признания. От звездных байопиков до душещипательных мелодрам — в нашей подборке каждый зритель найдет что-то по душе.
1. Улица ржи.
Вполне разумно скептически отнестись к очередному сентиментальному голливудскому романтическому ромкому, но яркий дебют Рейн Аллен-Миллер — это то самое открытие, которое не только сумело удовлетворить уже существующих поклонников проверенного временем жанра, но и покорило заклятых скептиков. Компания Searchlight Pictures по какой-то причине не стала тратить ресурсы на популяризацию этого британского фильма, хотя он получил всеобщее признание на кинофестивале «Сандэнс 2023», в немалой степени благодаря тому, как он ловко перестраивает традиционный сюжет романтического знакомства и обходит все условности и клише жанра, к которым голливудские ленты приучили нас за последние годы. Познакомьтесь с Яс и Домом, двумя невероятно обаятельными и остроумными двадцатилетними ребятами, которые случайно встречаются и бродят по красочным улицам южного Лондона, вспоминая прошлое, болезненные расставания и упущенные связи. У всех, кто знаком с культовой трилогией Ричарда Линклейтера, этот разговорный, романтический сеттинг может вызвать дежавю, но не спешите с выводами — прорывной хит начинающего режиссера Рейн Аллен-Миллер весьма оригинален и обезоруживающе смешон. А если учесть, что продолжительность фильма едва переваливает за 80 минут, то можно быть уверенными, что просмотр этой картины не утомит ни одного зрителя.
2. Феррари.
Один из самых ярких представителей плеяды режиссеров, снимающих «мужские» драмы, вернулся на кинофестивали со старомодным, но в то же время увлекательным байопиком об Энцо Феррари в исполнении Адама Драйвера, основанным на биографии авторства Брока Йейтса 1991 года. Последняя работа Майкла Манна переносит зрителей в турбулентный период жизни легендарного итальянского автомагната, чей бизнес находится на грани банкротства и уступает место на рынке заклятому конкуренту Maserati. Что еще хуже, личная жизнь Энцо также в полном беспорядке – он оплакивает трагическую потерю своего первенца вместе с женой (идеальная работа Пенелопы Крус) и должен решить, признать ли своего внебрачного сына (и будущего наследника Ferrari).
3. Ты ранил мои чувства.
Слова ранят больнее всего в этой пронзительной, парадоксально печальной комедии режиссера Николь Холофсенер о романистке средних лет, которая случайно подслушивает, как собственный муж ругает ее новую книгу. Помимо всего прочего, последняя совместная работа нью-йоркского режиссера и звезды комедии Джулии Луи-Дрейфус иллюстрирует маленькую белую ложь, которую мы часто говорим своим близким, чтобы поддержать и защитить их и выявляет тонкую грань между вежливостью и лицемерием. Это удивительно легкий, но весьма увлекательный фильм, именно тот вид ориентированного на взрослых, утонченного ромкома, который, к сожалению, практически исчез в современном кинематографе. Особенно в знаменательный для культовой киностудии A24 год, когда многие фильмы, выпущенные под ее эгидой, покорили ведущие кинофестивали и ворвались в мейнстрим. Если вы любите фильмы Вуди Аллена – однозначно к просмотру!
4. Появление.
Несмотря на то, что режиссер Келли Рейхард заслужила признание среди кинокритиков, ее нельзя назвать широко известной. Возможно, это объясняется тем, что в ее фильмах нет привычной нам динамики, но в этом-то и весь шарм. В четвертой совместной работе режиссера с блистательной актрисой Мишель Уильямс, начинающий скульптор из Портленда по имени Лиззи наносит последние штрихи на свои работы в преддверии дебютной выставки. По мере приближения дедлайна мы видим, как она судорожно преодолевает вихрь личных и профессиональных неудач, будь то конфликт с соседкой, уход за раненым голубем или попытка заработать лишнюю копейку в качестве преподавателя колледжа на полставки. Эта медленная драма невероятно смешна, остроумна и проницательна .
5. Присцилла: Элвис и я.
Спустя всего год после того, как австралийский режиссер Баз Лурманн снял музыкальный байопик о стремительном взлете и падении бесспорного короля рок-н-ролла, София Коппола обратила свой взор на давнюю романтическую партнершу Элвиса Пресли Присциллу, часто замалчиваемую историческую фигуру, которой было всего 14 (!) лет на момент их знакомства в 1959 году. Еще одна одинокая молодая женщина, пытающаяся справиться со своими личными проблемами и становящаяся все более эмоционально отстраненной, полностью вписывается в канон измученных героинь Софии Копполы. Актриса Кейли Спени получила высшие актерские награды в Венеции за сдержанную, но бесспорно сильную игру в главной роли. К 25-летней актрисе присоединился не менее убедительный Джейкоб Элорди, который, только что снявшись в «Солтберне», перехватил эстафету у Остина Батлера и сыграл роль самого Элвиса.