Школьный невроз: как вернуть ребенку интерес к учебе

от Pudra

Один из самых сложных этапов в воспитании детей – это сформировать у них правильное отношение к обучению и понимание его важности. Сложно это не только потому, что дети чаще всего хотят играть, а не учиться, но и потому, что в процессе обучения далеко не все зависит от нас — родителей. Сама среда обучения и в особенности преподаватели во многом влияют на то, как формируются наши дети и их отношение к учебе и не всегда это влияние можно назвать положительным. Давайте же разберемся с тем, что такое «школьный невроз» и как с ним бороться.  

Не следует недооценивать влияние, которое учителя оказывают на своих учеников, их отношение к предметам и к процессу обучения в целом. Хорошо известно, что аффективные факторы, такие как отношение к окружающим и самооценка во многом определяют мотивацию учащихся и, в конечном итоге, их успех или неудачу в обучении.

Учителя должны взять на себя определенную ответственность за влияние на эти факторы положительным или отрицательным образом, но, к сожалению – не всегда они могут выдержать эту ответственность, часто потому, что сами испытывают некоторые симптомы невротических состояний, которыми обусловлено их взаимодействие с учениками. В связи с этим у огромного количества учеников школ и университетов есть признаки невротического поведения, и во многих из этих случаев довольно быстро выясняется, что источником беспокойства, которое приводит к такому поведению, является учитель.

Страх совершать ошибки — мать всех неврозов и почти наверняка самый распространенный источник беспокойства у всех учеников. Понятие ошибки как греха очень глубоко укоренилось в образовательных культурах по всему миру, тем более, что ошибки ученика могут быть использованы учителями как средство оценки и отличия сильных и слабых учеников.

Учащиеся часто беспокоятся о том, чтобы не выглядеть глупо и не потерять лицо перед своими сверстниками, если они делают ошибки. Со стороны учителей ошибки должны рассматриваться и преподноситься как шаги вперед на пути к знаниям. Учителя должны проявить к учащимся поддержку, а не наказание, когда они совершают ошибки, в противном случае страх неудачи у ребенка может спровоцировать невротическое стремление учиться и быть первым. В этом случае, хотя на первый взгляд ребенок делает успехи, важно понимать, что беспокойство – плохая мотивация на пути к знаниям. Этот вид мотивации чаще всего приводит к стрессу и ухудшению психического здоровья в долгосрочной перспективе. Кроме того, эта мотивация мешает по-настоящему глубокому обучению, в котором ученик получает всестороннее глубокое понимание предмета, потому что ученик не руководствуется любопытством и личным интересом.

Со стороны родителей важно понимать, чем руководствуется их ребенок, когда день и ночь проводит за учебниками, лишая себя общения со сверстниками. Если ему действительно интересно и он осознает важность получения знаний – родителям остается только похвалить своего ребенка и продолжать следить за его мотивацией. Если же родители обнаружат в своем ребенке страх оказаться опозоренным или просто позади кого-то – это уже повод для беспокойства. Согласитесь, что хронический невроз – слишком высокая цена за академический успех. Кроме того, в один момент ребенок может просто не выдержать этого напряжения и в дальнейшем обучении возникнут очень серьезные проблемы.

Родители должны объяснить своему ребенку, что совершать ошибки – это нормально, не испытывать интереса или не иметь способностей к определенным наукам – тоже нормально и  никто не требует от него быть первым во всем. У каждого есть сильные и слабые стороны, поэтому в тот же момент важно понимать, к чему ребенок испытывает истинный интерес и способности и всячески его поощрять. Необходимо донести до ребенка, что упор в обучении надо делать на то, что ему нравится изучать, а все остальное ему нужно для общего развития. Если вы наравне с учителями будете иметь завышенные ожидания к своим детям, вы только усугубите невротическое состояние. В каких-то случаях будет полезным намеренно оторвать ребенка от учебников и заняться вместе с ним какой-нибудь увлекательной активностью, в особенности – играми, где он сможет проявить себя с лучшей стороны. Даже совместный поход в кинотеатр или выходные загородом в кругу близких дадут ребенку необходимую в таких случаях передышку и понимание того, что получать реальный опыт, а не только информацию из учебников, может быть более интересно и увлекательно.

В определенных случаях, когда ребенок не проявляет интереса ни к чему, кроме учебы, без участия детского психолога не обойтись. Если ребенок все свои усилия направляет на обучение, упуская при этом важные этапы социализации, не получая навыков общения и взаимодействия со сверстниками и старшими, специалист должен найти причину происходящего. Причина может таиться даже в самом, казалось бы, безобидном замечании со стороны преподавателя или родителя, которое неустойчивая детская психика не смогла правильно воспринять. Хорошая новость в том, что если вовремя установить проблему, еще очень гибкая психика ребенка сможет быстро ее проработать под контролем специалиста.

Читайте также:

О нас

Наш канал в Яндекс.Дзен

 

16 +

[email protected]

Pudra — женское онлайн лайфстайл-издание. Ежедневно в сотрудничестве с лучшими экспертами мы готовим для своих читателей эксклюзивные материалы о красоте, здоровье, моде, шоу-бизнесе и многом другом!

Разработка логотипа — Александра Бродзкая.

Контакты и выходные данные.

© PR-агентство «Успех» 2023.
Все права защищены.